Регистрация
Один только урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого возраста — это не делать никому зла
Жан-Жак Руссо
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.rmc-mboucochdachnoe.ru/
Проект «Каждому учителю - Профессиональный сайт» (www.teacher-site.ru)
Сейчас на сайте: 21

Версия для слабовидящих

Совершенствование форм и методов преподавания предмета_Технология_в условиях внедрения ФГОС: Проектный метод обучения в технологии современного урока

Актуальность темы самообразования: приоритетным направлением МБОУ «СОШ с.Дачное» считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Самообразование я рассматриваю как  необходимое условие профессионального мастерства, объединяя собственную методическую тему с методической темой школы, обеспечивая единое образовательное пространство.

 Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя технологии.

 Задачи: - изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
              -  изучить опыт других педагогов;

        - овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в  учебно-воспитательный процесс;

-   вести мониторинг саморазвития школьников.

 Предполагаемый  результат: 
1. Повышение  качества  преподаваемого предмета.

2. Разработанные  календарно — тематического планирования с применением проектного метода на уроках технологии.

3. Разработка  дидактических  материалов.

4. Выступление на методическом объединении.

5. Создание  комплектов  педагогических  разработок  уроков.  

6. Организация выставок творческих проектов учащихся.

7. Участие в дистанционных олимпиадах федерального уровня.

 

План мероприятий

Содержание работы

План мероприятий

2013 -2016 учебный год

Диагностический этап

1.Определение целей и задач темы.
2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3.Прогнозирование результатов. 
4. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.
5. Изучение опыта ведущих учителей. 

1.Изучение учебно-методической литературы в интернет - сети, в профессиональных газетах и журналах.
2. Изучение применения новых образовательных технологий в работе ведущих учителей в области обучения и воспитания.
3. Участие в школьном методическом объединении.
4. Посещение семинаров, конференций, организованных на разных уровнях
5. Посещение  уроков  коллег.
  

 

 

Практический этап

1.Внедрение опыта работы.
2.Формирование методического комплекса.
3.Корректировка работы.
 

1. Курсы повышения квалификации по программе «Обновление содержания и методики преподавания технологии в основной и старшей школе» 108 часов.

2. Разработка и реализация программы по предмету «Технология» в 5-11 классах.

3. Разработка и реализация творческих проектов учащихся (совместная деятельность).

4. Показательная защита творческих проектов учащихся в присутствии комиссии (завучей, классных руководителей).

5. Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков.
6. Посещение родительских собраний 5-7 классов (знакомство с проектом, разработка и реализация).

7. Внедрение  тестового материала  для подготовки к участию во Всероссийской дистанционной олимпиаде по технологии.
8. Использование возможностей Интернет для участия с обменом опыта в сетевом педагогическом сообществе.

9. Участие творческих проектов детей в выставках, олимпиадах.

Обобщающий этап

1.Подведение итогов.
2.Оформление результатов работы. 

1.Выступление на школьном методическом объединении учителей технологии по теме «Совершенствование форм и методов преподавания предмета «Технология» в условиях внедрения ФГОС: Проектный  метод обучения  в технологии  современного урока».

2. Проведение обучающего мастер - класса  по теме «Проектный  метод обучения  в технологии  современного урока».
3. Профессиональная публикация мастер - класса  по теме  «Проектный  метод обучения  в технологии  современного урока» на сайте Ресурсно-методического центра МБОУ «СОШ с.Дачное» (http://www.rmc-mboucochdachnoe.ru/).

4. Составление и реализация календарно - тематического планирования с применением проектного метода на уроках.     
5. Добиться активного и результативного участия обучающихся в творческих конкурсах и олимпиадах по предмету. 
6. Создание собственного сайта и размещение информации о реализации программы самообразования, работа на личном сайте.

 Презентация педагогического опыта

Моя тема самообразования: «Совершенствование форм и методов преподавания предмета «Технология» в условиях внедрения ФГОС: Проектный  метод обучения  в технологии  современного урока».

Объектом исследования является процесс формирования и активизации творческого мышления учащихся.

Предмет исследования – метод творческих проектов на уроках технологии.

Педагогическую деятельность осуществляю в 5-11 классах в соответствии с учебным планом образовательного учреждения через уроки технологии. Технологическое образование своих учеников могу определить как деятельностно-творческое. Учащиеся с высокой мотивацией к учебной деятельности, целеустремлённые, обладающие творческой инициативой совершенно естественно переходят на интерактивное обучение, сами выстраивают свою образовательную траекторию, а я только помогаю им в этом.

Применение проектной методики в образовательной области «Технология» предполагает разработку учащимися не менее 1 проекта в год, за исключением тех учеников, которые имеют низкую мотивацию к учению. Для них возможен вариант выполнения творческих работ или работ, выполненных по образу учителя без разработки пояснительной записки.

Наиболее сложные и качественные проекты разрабатывают учащиеся 9,10,11 классов, т.к. школьники овладевают необходимыми знаниями, умениями и навыками, организацией практической деятельности по всей проектно - технологической цепочке - от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге.

Любой ученик может обратиться за консультацией. Консультирую по проектной методике или по выполнению какой-либо творческой работы.

Все вышеизложенные факты свидетельствуют, что моя педагогическая деятельность обеспечивает свободную творческую, эвристическую деятельность моих воспитанников и способствует раскрытию моего собственного творческого потенциала.

Учитывая интересы развития личности каждого ребёнка, считаю, необходимым условием обучения использование педагогических технологий личностно ориентированной направленности, таких как:

  • обучение в сотрудничестве;
  • метод проектов;
  • портфель ученика;
  • метод кейсов;
  • разноуровневое обучение;
  • индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;
  • новые информационные технологии.

Ведущая педагогическая идея - Метод творческих проектов - комплексная методическая система, синтезирующая различные методы обучения, активизирующие творческое мышление, помогающие выработать умения решать новые проблемы и способствующие более продуктивной умственной деятельности, созданию некоего идеального образа и его воплощения в реальном продукте. Это система взаимодействия, педагогического сотрудничества учителя и ученика и учащихся между собой.

Данную методику использую в педагогической практике с 2004 года (12 лет).

Технология опыта

Методической основой организации деятельности обучаемых на уроке является методика творческого проектирования. Она соединяет в себе как инженерно-конструкторский (то есть преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный).

Проектирование изделий с учётом их функционирования включает в качестве обязательного элемента целеполагание, что в свою очередь обеспечивает развитие приёмов мышления. Целеполагание предопределяет именно сознательный поиск, решение проблемы, творческий подход к ней.

При подборе объектов проектной деятельности учитываю основные требования:

  • подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
  • интерес школьников к проблеме;
  • практическая направленность и значимость проекта;
  • творческая постановка задачи;
  • практическая осуществимость проекта.

Главная идея методики проектного обучения состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им свободно. Лозунг этой деятельности: «все из жизни, все для жизни. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как индивида и как члена проектной группы.

Принцип обучения на моих уроках таков: «Я знаю, как добиться успеха и как создать ситуацию успеха для своих учеников. Я научу вас».

При работе над проектом руководствуюсь Алгоритмом проектной деятельности

1 этап

Организационно-подготовительный

Поиск информации по теме проекта, постановка цели, определение потребности и формулировка задачи

2 этап

Практический

Конструкторский, технологический, продуктивный

3 этап

Заключительный

Анализ полученных результатов, выводы, оформление проекта, защита

Практикум

Паспорт проекта

  • Название проекта.
  • Полное наименование общеобразовательного учреждения в соответствии с Уставом
  • Руководитель проекта.
  • Консультанты проекта.
  • Учебный предмет.
  • Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
  • Возраст учащихся.
  • Разработчик проекта. Состав проектной группы.
  • Тип проекта.
  • Заказчик проекта.
  • Цель проекта.
  • Задачи проекта.
  • Вопросы проекта.
  • Необходимое оборудование.
  • Аннотация (актуальность, значимость, воспитательный аспект,краткое содержание)
  • Предполагаемый продукт.
  • Этапы работы над проектом.
  • Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

 

С учащимися прорабатываем основные компоненты проекта

1. Организационно-подготовительный этап.

  • Запуск проекта. Определение потребностей и краткая формулировка задач. Определение темы и цели проекта.
  • Набор идей, дизайн-анализ, требования к продукту проектирования, его описание, выбор материалов, оборудования, инструментов, способов исполнения.

2. Практический этап.

  • Создание конструкции, моделирование.
  • Выполнение упражнений, организация рабочего места, соблюдение условий техники безопасности и культуры труда.
  • Технология изготовления продукта проектирования.
  • Корректировка действий, самоконтроль, самооценка.

3. Заключительный этап

  • Испытание проекта, мини-маркетинговые исследования, анализ проделанной работы и результатов труда, оформление пояснительной записки, защита проекта.

 

Учу своих воспитанников оценивать свою проектную деятельность по плану:

1.Выполнение проекта:

-аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы;

-объем и полнота разработок, самостоятельность, материальное воплощение;

-аргументированность предлагаемых решений, подходов;

-качество пояснительной записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, качество схем, рисунков.

2. Публичная защита:

-качество доклада: композиция, полнота, убедительность;

-объем и глубина знаний;

-культура речи, манера поведения, использование наглядных средств;

-ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность;

-деловые и волевые качества докладчика.

Заключение

Приступая к внедрению метода проектов в образовательную практику, мне пришлось учесть проблемные моменты, которые могли неизбежно возникнуть на пути. Наиболее удачной считаю  методику работы по алгоритму. Алгоритм - это четкая последовательность действий, направленная на достижение поставленной цели.

Проекты моих учащихся ориентированы на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникальны. Они формируют универсальные учебные действия, и поэтому эффективны. Так же они формируют опыт деятельности, и поэтому незаменимы. Образовательные компетенции ученика играют многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.

Динамика учебных достижений обучающихся технологии с 2013 по 2016 год показала стабильно высокие результаты качества знаний и уровня обученности.

Ежегодно мои ученики принимают участие во Всероссийских и международных олимпиадах школьников по технологии, становятся победителями и призерами.

Результаты освоения учащимися образовательных программ и достижения моих учеников размещены на моем профессиональном сайте http://www.ten-technology.ru/

Использование технологии проблемного обучения в начальной школе

Обобщение опыта ШАСТКОВОЙ ТАТЬЯНЫ РОМАНОВНЫ, учителя начальных классов МБОУ «СОШ с. Дачное» Корсаковского городского округа Сахалинской области

Раздел 1. Информация об опыте

В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения.

 Работая по вариативным курсам традиционной системы, стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, ведущих к успешности учеников в современном обществе. Среди многообразия современных образовательных технологий выделила следующие: технологии личностно-ориентированного, развивающего, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные.

 Предпочтение отдаю  технологии проблемного обучения.

В соответствии с современными требованиями к подготовке самостоятельной, активной, гармоничной, инициативной личности, тема моей работы была определена, как  «Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе»

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность уча­щихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения уча­щихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности.

Исходя из этих данных, я определила главную цель своей работы - использование технологии проблемного  обучения в начальной школе.

Реализовать поставленную цель можно, решив следующие задачи:

- дать характеристику проблемному обучению школьников с опорой на литературные источники;

- рассмотреть особенности организации проблемного обучения в начальной школе;

- рассмотреть оптимальные варианты использования данной технологии на уроках в начальной школе.

Актуальность моей работы заключается в применении технологии проблемного  обучения в начальной школе для достижения обозначенных ФГОС результатов.

Новизна изменений заключается в подборе современных эффективных технологий, способствующих развитию самостоятельной, активной, гармоничной, инициативной личности  и формированию базовых компетентностей современного ученика. 

Объектом исследования является образовательный процесс с применением технологии проблемного обучения в начальной школе.

Предметом исследования является процесс развития самостоятельной, активной, гармоничной, инициативной личности и формирования базовых компетентностей современного ученика через применение технологии проблемного обучения в начальной школе. 

Основная педагогическая идея моей работы  заключается в использовании возможностей технологии проблемного обучения в начальной школе, позволяющей развить самостоятельную, активную, гармоничную, инициативную личность,  обеспечить формирование базовых компетентностей современного ученика.

Этапы  работы над опытом:

 На 1 этапе работы я изучила следующую литературу.

  1. Выготский Л. С. Педагогическая психология - М., 1991.
  2.  Герасимов С. В.. Когда учение становится привлекательным - М., 1993.
  3. Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения - М., 1986.
  4. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение - истоки, сущность, перспектива - М., 1991.
  5. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. М. Педагогика 1977.
  6. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М. Педагогика 1972.
  7. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М. Педагогика 1980.
  8. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 томах. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006

На 2 этапе работы сущность технологии проблемного обучения в учебно-воспитательном процессе.

           Назначение проблемного обучения – преодолеть элементы механического усвоения знаний, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их

с методами исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем то, что вызывает у него вопрос, служит проблемная ситуация. Средством её создания является учебная проблема (проблемные задача, задание, вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития служит движущей силой обучения. Следовательно, если учитель вводит в учебный процесс учебные проблемы, то управление процессом усвоения

есть управление процессом выхода из проблемной ситуации, а точнее процессом самостоятельного решения проблемы учениками.

         Постановка проблемы и поиски её решения являются хорошими мотивами для активной познавательной деятельности учащихся, которая требует актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности.

        По содержанию решаемых проблем различают три вида проблемного обучения:

решение научных проблем (научное творчество) — теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства; в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение теоретических учебных проблем;

решение практических проблем (практическое творчество) — поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение; в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение практических учебных проблем;

создание художественных решений (художественное творчество) — художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т.п.

    Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям.

Классификационные параметры технологии

Уровень и характер применения: принцип проблемности является глобальным всепроникающим основанием любой человеческой деятельности. На нём сегодня построены все метатехнологии социальной политики; в области же педагогики проблемному обучению сегодня отведена довольно скромная роль в модульно-локальных технологиях для построения ограниченного круга учебно-воспитательных задач.

Философская основа: прагматическая + приспосабливающаяся.

Методологический подход: исследовательский.

Ведущие факторы развития: биогенные (по Д. Дьюи) + социогенные + психогенные.

Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная + бихевиористская.

Характер содержания: обучающий, светский, общеобразовательный, гуманистический +

технократический, проникающий.

Вид социально-педагогической деятельности: развивающая.

Тип организации и управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп + самостоятельная работа с книгой.

Преобладающие методы: проблемные.

Организационные формы: индивидуальная + групповая.

Преобладающие средства: вербальные + программированные.

Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: свободного воспитания +

антропоцентрический + деятельностно ориентированный.

Направление модернизации: активизация и интенсификация деятельности учащихся.

Категория объектов: учащиеся начальной школы.

Цели и задачи применения технологии проблемного обучения

         Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

         Для достижения этой цели надо решать следующие задачи:

1. Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования.

2. Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.

3. Применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе.

Типология проблемных ситуаций

           Как показали исследования, можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.

Первый тип: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могу ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.

Второй тип: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

Третий тип: проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.

Четвертый тип: проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.

Особенности методики

Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

На 3 этапе определила этапы и способы работы на уроках в начальной школе с применением технологии проблемного обучения.

I этап — постановка педагогической проблемной ситуации, направление учащихся на восприятие ее проявления, организация появления у ребенка вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители.

II этап — перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса — начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д.

III этап — поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития).

IV этап — «Ага-реакция», появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания (ЗУН, СУД) в сознании учащихся.

V этап — реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.

VI этап — отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.

          Создаю проблемную ситуацию, направляю учащихся на ее решение, организую поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Способы  проблемного  обучения

Первый способ – побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и проводит к активному усвоению новых знаний.

Второй способ – использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдения за природой и тому подобное. Проблемная ситуация возникает при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели.

Третий способ – расстановка учебных проблемных заданий на объяснение явлений или поиск путей практического решения. Примером может служить любая исследовательская работа учащихся на учебно-опытном участке, в мастерской и так далее.

Четвертый способ – побуждения учащихся к анализу фактов и явлений действительности, поражающему противоречия между жизненными представлениями и научными понятиями об этих фактах.

Пятый способ – выдвижение предположения (гипотез) формулировка выводов и их опытная проверка.

Шестой способ – побуждение учащихся к сравнению,  сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, в результате которых возникает проблемная ситуация.

Седьмой способ – побуждения учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение.

Восьмой способ – ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведенными в истории науки к постановке научной проблемы.

Девятый способ – организация  межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создание проблемной ситуации (при обработке навыков, повторения пройденного и тому подобное). В этом случае следует использовать факты и данные наук, имеющие связь с изучаемым материалом.

Десятый способ – варьированные задачи, переформулировка  вопроса.

Определила структуру проблемного урока:

1.Организационный момент

- включение детей в деятельность;

- выделение содержательной области.

2. Актуализация знаний

- воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания;

- фиксирование затруднения в деятельности по известной норме.

3. Постановка учебной проблемы

- определение затруднения, его место.

- определение необходимости нового знания.

4. «Открытие» учащимися нового знания

- выдвижение гипотезы;

- проверка гипотезы.

5. Первичное закрепление

- внешнее оформление новых алгоритмов;

- фиксирование уже оформленного знания.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе;

- самостоятельное решение типовых заданий;

- самостоятельная проверка учащимися своей работы.

7. Повторение

- включение нового материала в систему знаний;

- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.

8. Итог занятия

- рефлексия деятельности на уроке;

- самооценка учащимися собственной деятельности

         На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.

        Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

        Задача учителя - находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению, естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций.

        С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе хотя и играет важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок - это элемент сложной системы взаимодействия учителя и ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.

На 4 этапе применяю на уроках в начальной школе технологию проблемного обучения.

Длительность работы над опытом

В течение 4-х лет данный опыт применяется на уровне целостной системы,  задействовано 30,3 % учащихся от количества учащихся школы. В 2012-2016  количество учащихся, обучающихся по данной технологии, составило  35,5 % учащихся от количества учащихся школы.

Диапазон опыта

Проводится развитие и воспитание самостоятельной, активной, гармоничной, инициативно       личности средствами технологии проблемного обучения в системе урочной и внеурочной работы.  

 

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность уча­щихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения уча­щихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой    проблемных ситуаций.

 Технология проблемного обучения  стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения.

При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:

1) умственных способностей учащихся (возникающие затруднения   заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

2) самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);

3) креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).

Таким образом, проблемное обучение вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности; способствует развитию познавательной активности;  обеспечивает более прочное усвоение знаний;  делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.

 

Раздел 3. Технология опыта

На 1 этапе работы я изучила следующую литературу.

  1. Выготский Л. С. Педагогическая психология - М., 1991.
  2.  Герасимов С. В.. Когда учение становится привлекательным - М., 1993.
  3. Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения - М., 1986.
  4. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение - истоки, сущность, перспектива - М., 1991.
  5. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. М. Педагогика 1977.
  6. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М. Педагогика 1972.
  7. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М. Педагогика 1980.
  8. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 томах. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006

Выяснила, ключевые моменты:

-  Стандарт направлен на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся;

- В основе Стандарта лежит  системно - деятельностный подход, который предполагает  разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

На 2 этапе работы рассмотрела виды педагогических технологий и подходов в учебно-воспитательном процессе:

  • развивающее обучение;
  • проблемное обучение;
  • коммуникативное обучение;
  • проектная технология;
  • игровые технологии;
  • диалог культур;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • дидактическая многомерная технология;
  • групповые технологии;
  • КСО (коллективный способ обучения);
  • компетентностный подход;
  • деятельностный подход;
  • личностно-ориентированный подход.

Организационные формы:

  • учебная исследовательская деятельность;
  • изготовление учебных продуктов;
  • работа в системе погружения.

На 3 этапе предполагаю, что наиболее эффективными будут технология проблемного обучения. Подробно останавливаюсь на ее изучении и апробации на уровне отдельных элементов урока.

На 4 этапе применяю на уроках технологию проблемного обучения.

На проблемно-диалогических уроках  я сначала посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогаю ученикам осознать учебную проблему. Тем самым у ребят вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация.

Затем, посредством побуждающего или подводящего диалога организую поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично.

Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?».

На уроках активизирую учебно-познавательную деятельность  так, чтобы учащиеся приобретали основные навыки получения знаний и на основе этого учились  самостоятельно «добывать знания». 

Таким образом, была освоена технология проблемно-диалогического обучения, в основу которой  положена идея направленности на результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и находить нестандартные варианты решения проблемы.

Таким образом, для своей работы я  использую технологию проблемного обучения, поскольку она позволяет решить проблему формирования базовых компетентностей личности достаточно эффективно.

 В течение нескольких лет, проходило отслеживание учебного процесса на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.  Это позволило сделать вывод о целесообразности применения данного опыта, его реальности в обучении детей, необходимости использования, развития познавательных процессов личности ребенка.

 

Раздел 4. Результативность опыта

В 2016 году опыт по проблеме «Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе» был обобщен школьным методическим советом (Свидетельство об обобщении педагогического опыта МБОУ «СОШ с. Дачное» Корсаковского городского округа Сахалинской области, 2016) 

Следовательно, применение технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе дает положительный результат, эффективно и, на мой взгляд, имеет большое будущее, так как способствуют развитию самостоятельной, активной, гармоничной, инициативной личности, обеспечивают формирование базовых компетентностей современного ученика, соответствующих требованиям нового образовательного Стандарта.

 

Совершенствование форм и методов преподавания предмета_Обществознание_в условиях внедрения ФГОС: Проектный метод обучения в технологии современного урока

Обобщение опыта КЛЮЕВОЙ СВЕТЛАНЫ ИЛЬИНИЧНЫ, учителя истории и обществознания МБОУ «СОШ с.Дачное» Корсаковского городского округа Сахалинской области

Актуальность темы самообразования: приоритетным направлением МБОУ «СОШ с. Дачное» считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Самообразование я рассматриваю как необходимое условие профессионального мастерства, объединяя собственную методическую тему с методической темой школы, обеспечивая единое образовательное пространство.

Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя истории и обществознания.

 Задачи:

- изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
- изучить опыт других педагогов;

- овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;

-  вести мониторинг саморазвития школьников.

 Предполагаемый  результат: 
1. Повышение  качества  преподаваемого предмета.

2. Разработанные  календарно — тематического планирования с применением проектного метода на уроках обществознания.

3. Разработка  дидактических  материалов.

4. Выступление на методическом объединении.

5. Создание  комплектов  педагогических  разработок  уроков.  

6. Организация защиты исследовательских проектов учащихся.

7. Участие в очных школьных и муниципальных олимпиадах, в дистанционных олимпиадах федерального уровня.

 

План мероприятий

Содержание работы

План мероприятий

2013 -2016 учебный год

Диагностический этап

1.Определение целей и задач темы.
2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3.Прогнозирование результатов. 
4. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.
5. Изучение опыта ведущих учителей. 

1.Изучение учебно-методической литературы в интернет - сети, в профессиональных газетах и журналах.
2. Изучение применения новых образовательных технологий в работе ведущих учителей в области обучения и воспитания.
3. Участие в школьном методическом объединении.
4. Посещение семинаров, конференций, организованных на разных уровнях
5. Посещение  уроков  коллег.
  

 

 

Практический этап

1.Внедрение опыта работы.
2.Формирование методического комплекса.
3.Корректировка работы.
 

1.Самообразование:

- Курсы повышения квалификации по программе "Современные аспекты преподавания истории в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях", 108 часов.

- Семинар "Государственная итоговая аттестация выпускников, освоивших программы основного общего и среднего общего образования в формате ГИА (подготовка обучающихся к ГИА и ЕГЭ)"

- Августовское совещание педагогических работников образовательных учреждений Корсаковского городского округа. Выступление по теме "Система оценки достижений учащихся как фактор повышения качества знаний", 2016 г

- Семинар "Современные подходы к организации и проведению урока обществознания в условиях реализации ФГОС на примере использования системы УМК "Алгоритм успеха", 2016 г

2. Разработка и реализация программы по предмету «Обществознание» в 5-11 классах.

3. Разработка и реализация исследовательских проектов учащихся (совместная деятельность).

4. Показательная защита исследовательских проектов учащихся в присутствии комиссии (директора, классных руководителей).

5. Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков.
6. Посещение родительских собраний 5-7 классов (знакомство с проектом, разработка и реализация).

7. Внедрение  тестового материала  для подготовки к участию в очных школьных и муниципальных олимпиадах, конференциях, конкурсах, во Всероссийских и международных дистанционных олимпиадах и конкурсах по обществознанию.
8. Использование возможностей Интернет для участия с обменом опыта в сетевом педагогическом сообществе.

Обобщающий этап

1.Подведение итогов.
2.Оформление результатов работы. 

1.Выступление на школьном методическом объединении учителей гуманитарного цикла по теме «Совершенствование форм и методов преподавания предмета «Обществознание» в условиях внедрения ФГОС:

Проектный метод обучения в технологии современного урока»

2. Проведение обучающего мастер – класса по теме «Проектный метод обучения в технологии современного урока».

3. Профессиональная публикация мастер – класса по теме  «Проектный метод обучения в технологии современного урока» на сайте Ресурсно-методического центра МБОУ «СОШ с.Дачное» (http://www.rmc-mboucochdachnoe.ru/).

4. Составление и реализация календарно - тематического планирования с применением проектного метода на уроках.

5. Добиться активного и результативного участия обучающихся в конкурсах и олимпиадах по предмету.

6. Создание собственного сайта и размещение информации о реализации программы самообразования, работа на личном сайте.

 Презентация педагогического опыта

Моя тема самообразования: «Совершенствование форм и методов преподавания предмета «Обществознание» в условиях внедрения ФГОС: Проектный метод обучения в технологии современного урока».

Объектом исследования является процесс формирования и активизации исследовательского мышления учащихся.

Предмет исследования – метод исследовательских проектов на уроках обществознания.

Педагогическую деятельность осуществляю в 5-11 классах в соответствии с учебным планом образовательного учреждения через уроки обществознания. Учащиеся с высокой мотивацией к учебной деятельности, целеустремлённые, обладающие познавательной инициативой совершенно естественно переходят на интерактивное обучение, сами выстраивают свою образовательную траекторию, а я только помогаю им в этом.

Применение проектной методики в изучении предмета «Обществознание» предполагает разработку учащимися не менее 1 проекта в год. Наиболее сложные и качественные проекты разрабатывают учащиеся 9,10,11 классов, т.к. школьники овладевают необходимыми знаниями, умениями и навыками, организацией исследовательской деятельности.

Любой ученик может обратиться за консультацией. Консультирую по проектной методике или по выполнению исследовательской работы.

Все вышеизложенные факты свидетельствуют, что моя педагогическая деятельность обеспечивает свободную творческую, эвристическую деятельность моих воспитанников и способствует раскрытию моего собственного познавательно-исследовательского потенциала.

Учитывая интересы развития личности каждого ребёнка, считаю, необходимым условием обучения использование педагогических технологий личностно ориентированной направленности, таких как:

  • обучение в сотрудничестве;
  • метод проектов;
  • портфель ученика;
  • метод кейсов;
  • разноуровневое обучение;
  • индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;
  • новые информационные технологии.

Ведущая педагогическая идея - Метод исследовательских проектов - комплексная методическая система, синтезирующая различные методы обучения, активизирующие познавательное мышление, помогающие выработать умения решать новые проблемы и способствующие более продуктивной умственной деятельности, созданию некоего идеального образа и его воплощения в реальном проекте. Это система взаимодействия, педагогического сотрудничества учителя и ученика и учащихся между собой.

Данную методику использую в педагогической практике с 2013 года.

Технология опыта

Методической основой организации деятельности обучаемых на уроке является методика исследовательского проектирования.  Проект включает в качестве обязательного элемента целеполагание, что в свою очередь обеспечивает развитие приёмов мышления. Целеполагание предопределяет именно сознательный поиск, решение проблемы, творческий и исследовательский подход к ней.

При подборе объектов проектной деятельности учитываю основные требования:

  • подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
  • интерес школьников к проблеме;
  • исследовательская направленность и значимость проекта;
  • постановка задачи;
  • практическая осуществимость проекта.

Главная идея методики проектного обучения состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им свободно.

Принцип обучения на моих уроках таков: «Я знаю, как добиться успеха и как создать ситуацию успеха для своих учеников. Я научу вас».

При работе над проектом руководствуюсь Алгоритмом проектной деятельности

1 этап

Организационно-подготовительный

Поиск информации по теме проекта, постановка цели, определение потребности и формулировка задачи

2 этап

Исследовательский

3 этап

Заключительный

Анализ полученных результатов, выводы, оформление проекта, защита

 

С учащимися прорабатываем основные компоненты проекта

1. Организационно-подготовительный этап.

  • Определение проблемы и краткая формулировка задач. Определение темы и цели проекта.
  • Набор идей, требования к проекту, его описание, выбор источников, способов исполнения.

2. Исследовательский этап.

  • Сбор информации.
  • Анализ информации.
  • Сравнение и синтез собранной информации.
  • Корректировка действий, самоконтроль, самооценка.

3. Заключительный этап

  • Анализ проделанной работы и результатов труда, оформление и защита проекта.

Учу своих воспитанников оценивать свою проектную деятельность по плану:

1.Выполнение проекта:

-аргументированность выбора темы, обоснование потребности, направленность проекта и значимость выполненной работы;

-объем и полнота разработок, самостоятельность, воплощение;

-аргументированность выводов;

-качество оформления проекта, соответствие стандартным требованиям.

2. Публичная защита:

-качество доклада: композиция, полнота, убедительность;

-объем и глубина знаний;

-культура речи, манера поведения, использование наглядных средств;

-ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность;

-деловые и волевые качества докладчика.

Заключение

Приступая к внедрению метода проектов в образовательную практику, мне пришлось учесть проблемные моменты, которые могли неизбежно возникнуть на пути. Наиболее удачной считаю методику работы по алгоритму. Алгоритм - это четкая последовательность действий, направленная на достижение поставленной цели.

Проекты моих учащихся ориентированы на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникальны. Они формируют универсальные учебные действия, и поэтому эффективны. Так же они формируют опыт деятельности, и поэтому незаменимы. Образовательные компетенции ученика играют многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих социальных отношениях.

Динамика учебных достижений обучающихся технологии с 2013 по 2016 год показала стабильно высокие результаты качества знаний и уровня обученности.

Ежегодно мои ученики принимают участие в школьных, муниципальных, Всероссийских и международных олимпиадах школьников по обществознанию, становятся победителями и призерами.

Результаты освоения учащимися образовательных программ и достижения моих учеников размещены на моем профессиональном сайте https://infourok.ru/user/klyueva-svetlana-ilinichna/progress

Повышение познавательной активности школьников на уроках математики через использование ИКТ

Обобщение опыта САИДОВОЙ ВИКТОРИИ НИКОЛАЕВНЫ, учителя математики МБОУ «СОШ с. Дачное» Корсаковского городского округа Сахалинской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

           Стремительное развитие информационных и коммуникативных технологий является одним из факторов, определяющий вектор развития мирового сообщества XXI века. Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся:

  • Достижение социальной компетентности  обучающихся.
  • Гарантия прав граждан на качественное образование.
  • Формирование ключевых (базовых) компетенций.
  • Обеспечение  компьютерной  грамотности.

Многочисленные социологические исследования наглядно демонстрируют, что приобщение современного школьника  к ИКТ происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля, изменения всей системы образования. Меняется восприятие ребенка, он  живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в «электронную среду», ориентироваться в ней, приобретать навыки переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач современной школы.

В этой связи необходимо учитывать те новые цели и задачи, которые определяют направление развития современной системы математического образования:

  • адаптация детей к современной информационной среде;
  • активизация использования современных образовательных и информационных технологий для освоения содержания образования и общего развития детей;
  • интеграция технологий ИКТ в систему развивающих занятий для активизации познавательной деятельности школьников.

Концепция содержания  данной области базируется на  следующем:

1. информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.

2. компьютер позволяет существенно повысить мотивацию обучающихся к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных  решений задач.

3. ИКТ вовлекают  обучающихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

4. использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.

5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

6. Компьютер способствует формированию   рефлексии  у обучающихся

 

Исходя из актуальности проблемы, мной выбрана тема опыта работы «Повышение  познавательной активности  школьников на уроках математики через использование ИКТ».

Объект моего исследования: познавательный интерес учащихся на уроках математики. 
 

Предмет исследования: роль ИКТ в формировании познавательных интересов школьников. 
 

Цель опыта: внедрить  и применять ИКТ, формирующие познавательный интерес учащихся на уроках математики.

 

Задачи:

1.Проанализировать  возможности ИКТ при формировании познавательных интересов учащихся на уроках математики.

2.Определить пути целенаправленного формирования образовательной среды, позволяющей использовать современные педагогические технологии и способствующей реализации максимальной самостоятельности обучаемого на уроке.

3.Подобрать и использовать на уроках современное программно-методическое обеспечение в процессе обучения.

Основная педагогическая идея моей работы  заключается в использовании возможностей ИКТ на уроках математики с целью повышения  познавательной активности  школьников.

Этапы  работы над опытом:

На 1 этапе работы я изучила следующую литературу.

1.Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org

2.Драхлер А.Б.  К вопросу о презентациях. – www.it-n.ru

3.Копилович Л.Г. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе (Из опыта работы. – www.festival.1september.ru

4.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 224 с.

5.Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М., 1988.

6.  Математика в школе, 2003 - №8. 2. Резник Н.А. Формирование графической    

Культуры учащихся с использованием компьютера.

7. Компьютерные средства в образовании, 2006 - №6   Математика в школе.

8.Эффективность компьютерного обучения // Новые информационные технологии в        образовании. - М., 1991. - Вып. 6.

9.Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MS PowerPoint 2002. – Ж-л «Вопросы Интернет-образования»,  № 44

На 2 этапе проанализировала возможности ИКТ, изучила принципы построения уроков с использованием ИКТ при формировании познавательных интересов учащихся на уроках математики.

На 3 этапе определила этапы и способы работы на уроках математики  с применением ИКТ с целью повышения познавательной активности учащихся.

На 4 этапе применяю на уроках математики ИКТ.

Длительность работы над опытом

В течение 4-х лет данный опыт применяется на уровне целостной системы,  задействовано 30,3 % учащихся от количества учащихся школы. В 2012-2016  количество учащихся, обучающихся по данной технологии, составило  35,5 % учащихся от количества учащихся школы.

Диапазон опыта

Проводится работа над развитием и повышением  познавательной активности  школьников на уроках математики средствами ИКТ в системе урочной и внеурочной работы.

 

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

 

ПОВЫШЕНИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ  ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Немаловажная роль здесь отводиться информационным и телекоммуникационным технологиям, так как в настоящее время информационные и телекоммуникационные технологии стали неотъемлемой частью современного образования.. Как следствие – изменение ситуации на рынке труда. Одним из основных требований при приёме на работу становиться умение пользоваться компьютером. В связи с этим освоение компьютерных технологий должно происходить уже в школе, с тем, чтобы выпускник как можно быстрее включался в жизнь общества.

Особую актуальность использования ИКТ на уроках математики приобретает при организации учебного процесса в препрофильных и профильных классах.

Традиционно в школе применяются в основном урочная и лекционно-семинарская формы обучения, которые существуют практически в неизменном виде очень давно. И во многом учебный процесс и даже усвоение учебного материала зависят от профессиональных и личных качеств преподавателя. Кому-то мы симпатичны, а какому-то ученику может просто не нравиться наша манера изложения материала, или он считает, что учитель к нему не объективен при контроле. Попытки разрешить эти проблемы только с помощью традиционных методов уже не дают желаемого результата, не способствуют развитию творческой личности.

Есть разные мнения о целесообразности использования компьютерных технологий в обучении математике. Для меня этот вопрос стал решённым, как только я провела несколько пробных уроков в 11, 8 и 7 классе и увидела неподдельный интерес у учащихся к работе на компьютере и повышенный интерес к решению различных математических задач . Ведь обычно традиционный урок часто сводится лишь к «прохождению» программы, причём преимущественно с использованием объяснительно-иллюстративного метода: делай как я (посмотри – повтори – запомни). Поэтому в этих случаях при объяснении нового материала большинство учеников являются пассивными слушателями. Если объяснение подробное и доступное, то учащиеся попадают в благоприятную среду, которая не требует самостоятельного поиска решений, лишает возможности каждого ученика достигать поставленных целей. А наша цель воспитать человека, способного самостоятельно принимать решения, адаптироваться к новым условиям, проявлять смекалку, находить необходимую информацию. Хорош не тот учитель, который даёт готовые рецепты на все случаи жизни, а тот, который заставляет искать их самим, именно в этом и заключается  технология активизации мыслительной деятельности. В своей практике учитель часто сталкивается с ситуацией, когда решение стандартных задач, даже очень сложных и объёмных, не вызывает никаких трудностей у учащихся. Но стоит лишь немного изменить условие, сформулировать практическую задачу, для которой необходимо построить математическую модель, ученики не справляются и учителю приходится подробно расшифровывать каждый шаг.

Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, ко всему прочему – это идеальная электронная доска. Важной методической задачей, в плане применения компьютера, является обучение решению задач, а так же некоторым основным способам математических действий, алгоритмам. Огромные возможности компьютерной техники, гигантское многообразие культурной информации, которое предоставляют мультибиблиотеки и всемирная сеть Интернет становятся доступны учащимся. Компьютерный урок характеризуется, прежде всего, интенсивностью использования компьютера, которая может быть оценена процентом времени общения учащихся с компьютером по отношению ко всему времени урока. Изменение технологии получения знаний на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности; ведёт к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта,  как в мире знаний, так и в становлении у ученика целостного качества быть Личностью.

Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать». Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т. д. На компьютере ученик получает возможность довести решение любой проблемы до конца, опираясь на необходимую помощь.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ УРОКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  ИКТ

Уроки с использованием  ИКТ базируются на следующих общедидактических принципах обучения:

  • принцип сознательности и активности обучающихся - обучение эффективно, когда обучающийся проявляет познавательную активность, является субъектом образовательной деятельности.  Компьютер способствует развитию познавательной активности и становлению ученика как субъекта учебной деятельности.
  • принцип научности - содержание образования включает объективные научные факты, теории, законы, которые могут быть найдены в информационной базе Интернет.
  • принцип связи обучения с практикой - компьютер предоставляет широкие возможности для отработки приобретенных знаний посредством выполнения разноуровневых заданий.
  • принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, логике построения как содержания, так и процесса обучения, чему не противоречит размещение материала в компьютерной базе данных.
  • принцип доступности требует учитывать особенности развития обучающихся, их уровень усвоения дисциплины. Работая с компьютером на уроке, субъект учебной деятельности имеет возможность самостоятельно определить путь изучения темы.
  • принцип наглядности - эффективность обучения зависит от целесообразности привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Компьютер включает в работу максимальное количество органов чувств: зрительный, слуховой и тактильный.
  • принцип развивающего и воспитывающего характера обучения  взаимосвязан с предыдущими принципами. Развивающие и воспитывающие возможности компьютера связаны с особенностями построения компьютерных программ, способствующих выбору индивидуальных образовательных траекторий.

 

ВАРИАНТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

  • Урок с мультимедийной поддержкой -  в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски». Учитель использует готовые  электронные образовательные ресурсы или мультимедиа презентации,  и обучающиеся для защиты проектов.
  • Урок с компьютерной поддержкой - несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все обучающиеся одновременно или по очереди.
  • Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет (могут быть как с мультимедийной, так и компьютерной поддержкой).

Урок с мультимедийной поддержкой.

Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.

Определимся еще с несколькими терминами. Назовем мультимедийным урок, на котором используется многосредовое представление информации с помощью технических средств, прежде всего, компьютера.

В многочисленных статьях, посвященных данной теме, часто встречается выражение «урок с мультимедийной поддержкой». Так называется урок, где мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные технологии применяются им для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала.

Вполне очевидно, что степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Однако мультимедийный урок может выступать и как «мини-технология», то есть как подготовленная учителем разработка с заданными учебными целями и задачами, ориентированная на вполне определенные результаты обучения. Такой урок обладает достаточным набором информационной составляющей, дидактическим инструментарием. При его проведении существенно меняется роль учителя, который в данном случае является, прежде всего, организатором, координатором познавательной деятельности учеников. Проведение урока в режиме мини-технологии отнюдь не означает, что учитель лишен возможности маневра и импровизации. Ничего удивительного не будет в том, что у учителя подобный урок может заиграть новыми гранями, пройти привлекательнее, интереснее, динамичнее.

При проектировании будущего мультимедийного урока учитель должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса.

 Для чего предназначен мультимедийный урок:

  • для изучения нового материала, предъявления новой информации;
  • для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
  • для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;
  • для обобщения, систематизации знаний.

Следует затронуть и другой аспект: проведение самого мультимедийного урока. Как бы ни был разработан урок, многое зависит от того, как учитель подготовится к нему. Учитель должен не только и не столько уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока.

Практика показывает, что благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно и все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

После поступления в школу компьютеров вместе с электронными изданиями на CD-ROM, среди которых были диски и по математике, мы начали активное использование готовых электронных образовательных ресурсов в процессе обучения. Преимущества таких технологий по сравнению с традиционными очевидны. Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе

 Кроме большого количества иллюстраций и наглядного материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе учащихся, методических приёмов в работе учителя. Кроме того, компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью “управления” процессами, схемами, подвижными графиками – дополнительное средство развития образного мышления.

На этапе подготовки к уроку учителю необходимо проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях. Большую помощь в поиске необходимой информации учителю может оказать каталог образовательных ресурсов по математике, размещенный во всемирной сети Интернет.

При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеоэкскурсии, видеофрагменты), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.

Если школа подключена к сети Интернет, можно предложить провести урок в форме виртуальной экскурсии.

Среди большого количества преимуществ у готовых программных продуктов есть, на наш взгляд, и ряд недостатков:

  • малое количество обучающих программ связано со школьной программой, с последовательностью изложения материала, терминологией, предметным наполнением, предписываемыми логикой курса и образовательным стандартом;
  • большинство CD представляют собой электронные книги, т.е. содержат текст и иллюстрации, которые  не всегда соответствуют программе и их бывает трудно включить непосредственно в ход урока.

В этом случае их можно использовать для самостоятельного прочтения или в качестве иллюстраций к рассказу учителя. То есть на уроках математики содержимое CD пока может служить базой, на основе которой учитель, используя возможности компьютера и прикладных программ и приложений, может формировать собственные средства обучения, составлять свои презентации и осуществлять образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогут разнообразить уроки математики. Это могут быть небольшие мультимедиа презентации по теме  урока, тесты-опросники по различным темам, как в электронном, так и традиционном (бумажном) виде. Всё это:

  • можно использовать как при индивидуальной работе с детьми, так и при работе с целым классом (при наличии проекционного экрана) во время опроса;
  • позволяет каждому ученику работать самостоятельно в собственном темпе;
  • позволяет ученикам, не обладающим хорошими коммуникативными способностями, успешно справляться с заданиями.

 

ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ

  • возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков. Мультимедиа-система электронного учебника позволяет продублировать текст голосом диктора, включить любой видеофрагмент,  что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся;
  • интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, дат и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран);
  • этот метод обучения помогает учителю лучше оценить способности и знания ребенка, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера;
  • освоение учащимися современных информационных технологий. На уроках ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов  один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с его помощью готовят тексты, презентации для своих работ. Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности;

Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения:

  • нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся ;
  • недостаточная компьютерная грамотность;
  • у учителя недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются ИКТ;
  • существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

 

РАЗДЕЛ 3. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

МУЛЬТИМЕДИА ПРЕЗЕНТАЦИИ НА УРОКАХ

Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) – наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов.

Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока с помощью мультимедийного проекционного экрана.

Используя возможности программы PowerPoint, были разработаны презентации некоторых тем уроков.

Применение  презентаций  на уроке  позволяет  мне:

  • Более качественно реализовать принципы  наглядности и доступности при  обучении,
  • Создавать проблемные ситуации на уроке, что  активизирует  познавательную деятельность учащихся,
  • Эффективнее использовать  время на уроке.

Создание данных уроков требует от учителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса к предмету.

Использование на уроке презентаций имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока:

  • возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;
  • обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
  • иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали чертежа

 

СОЗДАНИЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

Обучащиеся - не просто пассивные поглотители информации, целью учителя становится формирование у школьников навыков нахождения и отбора нужной информации. Это достигается через подготовку проектов. Тема творческого мультимедийного проекта должна вызывать живой интерес участников проекта.

При выполнении проекта обучающиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности - творческий. Он проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применения усвоенных знаний.

Возможен вариант, когда класс разбивается на несколько групп, и каждая из групп готовит проект по отдельным разделам определенной темы. После выполнения проходит защита проекта: каждая из групп представляет результаты своего исследования одноклассникам. В ходе работы над проектом им приходится переработать большое количество информации, в результате чего ученики хорошо ориентируются в данном вопросе, и сложно представить себе ситуацию, чтобы они плохо отвечали на вопросы по данной теме. Они настолько увлекаются изучаемой темой, что изучают достаточно много материала и с удовольствием показывают свои умения оформлять результаты работы на компьютере в виде презентации.

Итак, создание творческого мультимедийного проекта учащимися - это мощный инструмент, позволяющий формировать у детей необходимые знания и познавательные приемы, а также развивать мотивацию учебной деятельности, способствуя тем самым развитию мотивационного и процессуального компонентов познавательной самостоятельности. В этом дидактическом процессе учителю принадлежит ведущая роль.

 2. Урок с компьютерной поддержкой.

В таком варианте возможны случаи, когда

  • учащиеся одновременно работают с учителем, а на определенном этапе переходят к работе за компьютером;
  • учащиеся попеременно работают на компьютере по указаниям учителя.

При закреплении пройденного материала, учитель может предложить учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями и т.д. На этом этапе могут использоваться фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся. Для организации дифференцированного обучения учителю целесообразно заранее на основе использования этих ресурсов разработать задания для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей (уровня подготовленности, доминирующего канала восприятия и т.д.). Раздаточный материал может быть подготовлен как в электронном, так и бумажном виде.

Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме учитель может организовать промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с последующей проверкой учителем), решить головоломки, кроссворды, игровые ситуации с применением полученных знаний.

Возможны также самостоятельные экскурсии в Интернете, просмотр мультимедийных лекций

 

УРОКИ С ВЫХОДОМ ВО ВСЕМИРНУЮ СЕТЬ ИНТЕРНЕТ

При изучении отдельных тем учитель может использовать интернет на уроках.

Так при подготовке к ЕГЭ  можно исползовать сайт Examen.ru http://www.examen.ru/add/tests. История математики Википедия.mht Подобные уроки можно провести и в классе информатики, когда учащиеся самостоятельно знакомятся с ресурсом, делают выводы, выполняют задания учителя.

С учащимися мы работаем с мультимедийными учебными пособиями, «Кирилл и Мефодий», “Просвещение-МЕДИА”, “Кордис Медиа”, “Алгебра 7-11 класс электронный учебник справочник”, «Электронное приложение математика».  Эти программы имеют такие положительные моменты, как:

  • представление учебной информации в интересной форме с использованием рисунков, схем, видеоизображения.
  • различные эффекты вывода текста и графических фрагментов;
  • работа в удобном для ученика темпе и проявление инициативы;
  • интерактивность – активная роль пользователя.

В связи с ограниченными техническими возможностями школы я использую компьютерные технологии в комплексе с традиционными методами обучения. Так, например, в ходе изучения темы: «Квадратные уравнения», « Теорема Пифагора» учащиеся накапливают материал по методам и способам решения уравнений и задач.  При закреплении изучаемого материала использую компьютерные презентации творческого характера  по данной теме, которые, на заключительном уроке представляют и защищают учащиеся. Творческое задание позволяет расширить программные рамки темы (другие не стандартные способы решения квадратных уравнений, или доказательства  и применения теоремы Пифагора, которые выходят за рамки школьной программы). Такой же способ можно использовать при изучении темы: «Повторение » в 11 классе. Можно использовать уроки-презентации для организации учебного процесса с использованием информационных ресурсов Интернет, в том числе для подготовки к ЕГЭ. Это помогает учащимся проверить свои знания и более успешно подготовиться к  сдаче ЕГЭ.

Каждый комплект слайдов позволяет отработать прочные навыки по изучаемой теме. Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся. На таких уроках у ребят интерес к предмету повышен. Они увлечённо отвечают на вопросы учителя, выполняют самостоятельную работу с последующей проверкой, и сами выставляют предварительные оценки своей группе и оценивают работу других групп.  После презентации 2-3 минуты даётся на обсуждение. Форма обсуждения – «чёрно-белое» оппонирование. 

«Чёрно-белое» оппонирование подразумевает выступление, в котором выполняются  несколько условий:

  • Перечислить три наиболее сильные стороны представленной презентации;
  • Перечислить два момента, требующих доработки;
  • Внести свои предложения по усовершенствованию проекта (если такие есть);
  • Сделать итоговый вывод и выставить общий балл за выступление
  • Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Основная задача учителя состоит в том, чтобы правильно организовать работу учащихся.

Включение в ход урока информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные моменты применения информационно-компьютерных технологий, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Компьютер может и должен рассматриваться как могущественный рычаг умственного развития ребёнка. Решая, компьютерные тесты учащийся получает объективную оценку своих знаний и умений  и рекомендации по ликвидации  пробелов. Конфиденциальность полученных результатов благоприятно сказывается на психическом здоровье ребёнка.

Однако не факт что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть математикой «легко и счастливо». Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки математики, открывает новые возможности.

 

Раздел 4. Результативность опыта

Я применяю компьютер при обучении математике. Работу веду в двух направлениях: используя готовые программы на уроках математики, и организую работу учащихся по созданию математических проектов на факультативных курсах . На уроках математики я использую коллекцию интерактивных моделей из ЦОР, готовлю презентации к урокам, провожу тестирование учащихся. Компьютер используется для создания проектов по математике для исследования и более глубокого изучения какой-либо темы или вопроса.

Возможности компьютера  использую  в предметном обучении в следующих вариантах:

  • Для создания условий доступности и наглядности изложения  материала; 
  • Повышении мотивации и активности   обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами   компьютера. 
  • Фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;
  •  Использование диагностических и контролирующих материалов;
  • Выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
  • Использование компьютера для вычислений, построения графиков, сечений многогранников.
  • Формирование информационной  компетентности  учащихся, т.е. умения получать информацию из различных источников, в том числе электронных.

Поскольку электронные носители содержат  в себе учебную,  наглядную информацию, тренажеры,  средства диагностики  и контроля  я  использую их  для формирования образного представления  об изучаемом  объекте (Живая математика) и для индивидуальной работы с учащимися  (тренажеры  и контроль).

Наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, поэтому  использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным.

Для формирования  данных компонентов использую  в процессе обучения презентации. Применение  презентаций  на уроке  позволяет  мне:

  • Более качественно реализовать принципы  наглядности и доступности при  обучении,
  • Создавать проблемные ситуации на уроке, что  активизирует  познавательную деятельность учащихся,
  • Эффективнее использовать  время на уроке.

 

Для  фронтальной работы с учащимися использую информационно – образовательный ресурс.  Данный  ресурс  позволил  мне разрабатывать  тренировочные и контролирующие тесты  для учащихся  с учетом уровневой дифференциации,  а  учащиеся на уроке  или  во внеурочное время  имеют возможность,  потренироваться и  показать  итог  тренировки.  

 Накопленный мною материал содержит  следующие разделы:

  • Тестирование.   Обучающие  тесты предназначены  для учащихся  с целью тренировки  и отработки знаний и умений по изучаемой  теме.   Контролирующие тесты предназначены  для проверки знаний учащихся по теме. Тесты  двух типов:   с выбором ответа   и  без  выбора ответа ( ответ  вносится.)
  • Исторический блок.  Содержит  материал, необходимый для  внеурочной работы.
  •  Методический  блок.   Содержит разработки уроков и презентаций к ним. Предназначен для  оказания методической помощи  учителям. 
  • Подготовка к государственной  итоговой аттестации 9 класс. Содержит  демонстрационный  материл для подготовки  учащихся  к итоговой аттестации.
  • Подготовка  к  ЕГЭ  11 класс.  Содержит  демонстрационные  материалы  для подготовки  учащихся    к итоговой аттестации. 

Использование информационных технологий помогает мне повышать мотивацию обучения детей математике и приводит к целому ряду положительных следствий:

  • обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
  • психологически облегчает процесс усвоения  материала школьниками;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • расширяет общий кругозор детей;
  • возрастает уровень использования наглядности на уроке;
  • повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто «вложить» в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

В 2017 году опыт по проблеме «Повышение  познавательной активности  школьников на уроках математики через использование ИКТ» был обобщен школьным методическим советом (Свидетельство об обобщении педагогического опыта МБОУ «СОШ с. Дачное» Корсаковского городского округа Сахалинской области, 2017) 

Следовательно, применение ИКТ на уроках математики с целью повышения  познавательной активности  школьников дает положительный результат, эффективно и, на мой взгляд, имеет большое будущее, так как обеспечивает формирование базовых компетентностей современного ученика, соответствующих требованиям нового образовательного Стандарта.